Zum Inhalt springen

Украинскому бизнесу сократят штрафы и санкции, но выдадут другие сюрпризы

Украинский бизнес хотят по-иному наказывать. Минэкономразвития подготовило проект изменений в закон «О внешнеэкономической деятельности», предлагая существенно сократить возможности для остановки внешнеэкономической деятельности предприятий. Соответствующий проект о смягчении специальных санкций к субъектам ВЭД опубликован на сайте ведомства.

Как утверждают опрошенные UBR.ua эксперты, в случае принятия он значительно облегчит жизнь компаниям. В частности, предлагается отменить наказание за нарушение субъектами ВЭД сроков расчета на суму до 10 тыс. евро и сократить максимальные сроки рассмотрения МЭРТ материалов по применению или отмене специальных санкций.

Отмена штрафов

Действующий закон «О внешнеэкономической деятельности» (ст.37) предполагает три вида наказания: штрафы, применение индивидуального режима лицензирования и временная приостановка деятельности предприятия.

По словам юристов, штраф за торговлю с заграницей без лицензии в размере 10% стоимости операции (ст. 16), почти не применяется, а потому МЭРТ совершенно справедливо предлагает его отменить. Применение иных финансовых санкций прописано в других законах, а потому такая спецсанкция как штраф не должна фигурировать вовсе.

На практике два самых распространенных нарушения с санкциями Минэкономразвития — это невозврат валютной выручки в Украину в течение 180 дней и обвинения в финансировании терроризма.

«Как правило, невозврат валютной выручки случается по недосмотру самих предприятий. Если контрагент не платит за товар или не проводит его поставку, достаточно обратиться в суд, чтобы не платить пеню», — объяснил UBR.ua партнер и руководитель практики международного арбитража ЮФ Eterna Law Евгений Блинов.

С другой стороны, бывают случаи, когда импортеры попадают на иностранных мошенников, которые после оплаты товара исчезают бесследно, а украинское предприятие попадает под санкции.

«Суд и рад бы принять иск, да только непонятно с кем судиться, если адрес за границей оказался фиктивным», — заметил UBR.ua руководитель проектов Ассоциация экспортеров и импортеров «ЗЕД» Николай Ларин.

Впрочем, такие случаи характерны больше для мелких компаний, а среди них импортом занимается не более 11% предприятий, экспортом — 12%. Причем больше половины контрактов приходится на экспорт услуг, на который с 3 января 2017 года не распространяются нормы по возврату выручки (кроме транспортных и страховых услуг).

Однако, чем меньше предприятие, тем чувствительнее для него наказание: пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки от суммы недополученных средств (стоимости недопоставленного товара). Общий размер пени не может быть больше суммы невозврата.

Чаще от специальных санкций МЭРТ страдает крупный бизнес. Ведь кроме штрафа предприятию могут заблокировать всю работу.

Специальные санкции

Как отмечает партнер юридической фирмы SENSUM Виталий Мазур, принятие законопроекта не слишком изменит ситуацию по части наложения штрафов за невозврат валютной выручки, так как они накладываются ГФС согласно закону «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», а не законом о ВЭД.

Зато он может упростить жизнь субъектам ВЭД в применении к ним таких санкций как временная остановка внешнеэкономической деятельности и применения индивидуального режима лицензирования.

До сих пор при угрозе национальной экономической безопасности с подачи налоговиков или правоохранительных органов МЭРТ может приостановить экспорт/импорт предприятия сроком на три месяца. После чего предприятия переводятся на индивидуальный режим лицензирования. Получение отдельной лицензии на каждую операцию ВЭД возможно и без приостановки работы предприятия.

«В последнее время участились случаи блокирования работы компаний с целью получения неправомерной выгоды силовиками. Хуже всего, что предприятия об этом узнают уже постфактум, например, при оформлении очередной партии товара на границе», — сказал UBR.ua партнер ЮФ Bargen Святослав Бартош.

По данным офиса бизнес-омбудсмена, за три года под санкции попали 4307 компаний. Для многих из них это стоило больших денег. Например, судно пришло в порт, но не может разгрузиться, так как деятельность компании заблокирована. Приходится платить за простой судна и за срыв поставок контрагентам.

«И нет никаких границ для применения таких санкций. В результате при миллионных оборотах предприятия могут заблокировать деятельность, если кто-то из его зарубежных партнеров своевременно не рассчитался на сумму даже в 2 тыс. евро. Потери предприятия не сопоставимы с размером нарушения», — пояснил Бартош.

Потому юристы очень позитивно оценивают предложение МЭРТ не применять специальные санкции при задолженности на сумму до 10 тыс. евро.

Кроме того, предприятия будут заранее предупреждать о возможном введении индивидуального лицензирования.

«Предприятию дается 45 дней на то, чтобы представить свои возражения или устранить само нарушение, за которое ему грозит индивидуальное лицензирование. То есть, закон даст возможность защититься», — заметил Евгений Блинов.

Для некоторых компаний, таких как логистические, индивидуальное лицензирование может поставить крест на бизнесе. Ведь для получения лицензии надо знать стоимость конкретной поставки чтобы заплатить 0,02% от ее стоимости.

«Но при отправке сыпучих или жидких грузов нельзя наперед (при оформлении документов) знать точно, сколько товара будет отправлено в одной партии, например, в вагонах разной вместимости», — говорит Святослав Бартош.

По его словам, очень важно, что приостанавливать деятельность предприятия можно будет только с подачи СБУ, а налоговики утратят эту возможность. Так как до сих пор они слишком злоупотребляют этим своим правом, пользуясь тем, что МЭРТ не может им отказать (во-всяком случае об этом нигде не написано).

Правда, критерии, по которым СБУ сможет приостанавливать деятельность предприятия так и остаются размытыми, а сама санкция будет, как и сейчас применяться без предупреждения.

«В предложенных изменениях по-прежнему нет механизма проверки обоснованности доказательств правоохранительных органов касательно финансирования, например, терроризма. Известны случаи, когда сделки с Российской Федерацией трактовались как сотрудничество с врагом. Нередко правоохранители просто пытаются заработать, сидя на границе», — рассказал Николай Ларин.

Поэтому очень важно, как эта хорошая идея будет реализована на практике.

Статью опубликовано на сайте UBR

JETZT ANRUFEN
Spitze

Haben Sie Business Lawyer abonniert?

Ein Kanal mit Rechtsberatung und Neuigkeiten für die erfolgreiche Entwicklung Ihres Unternehmens

Diese Website verwendet Cookies, um sicherzustellen, dass Sie das beste Erlebnis auf unserer Website erhalten.

HINTERLASSEN SIE IHRE TELEFONNUMMER

Hinterlassen Sie Ihre Telefonnummer