Кто и как будет проверять бизнес в 2018 году?

Цей матеріал ви можете прочитати й українською мовою

Мы уже писали о моратории на проверки в 2018 году. Два месяца с начала года действовал полный запрет на проведение плановых проверок контролирующими органами, а внеплановые можно было проводить только в исключительных случаях. Этот запрет содержался в Законе Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Но 23 февраля ситуация изменилась. Именно в этот день вступило в силу Постановление №1104, которым Кабинет Министров Украины определил перечень органов, на которые не распространяется действие моратория. С перечнем этих органов можно ознакомиться здесь. Теперь мы имеем фактически три группы органов, которые наделены разным объемом прав по проведению проверок. Давайте разбираться.

Сразу отметим, что эта статья довольно объемная из-за большого количества органов и нормативных актов, которые она охватывает. Если вас интересует проверка конкретного органа, то просто найдите его среди соответствующего перечня в одной из групп и ознакомьтесь с его полномочиями. Если вы не нашли орган, который искали, тогда либо он не является «контролирующим органом», либо на его проверки распространяется мораторий (последняя группа). Если вы не смогли разобраться самостоятельно, то оставьте ваш вопрос в комментариях или обратитесь к нам за помощью.

Группа 1. Ничего не изменилось

Большинство контролирующих органов при проведении проверок руководствуются Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Далее мы его будем называть Закон №877. Именно этот закон определяет основания и порядок проведения проверок, права контролирующих органов и субъектов хозяйствования.

Есть органы, на которые Закон №877 не распространяется. Подробно об этом мы писали здесь. Эти органы будут проводить проверки, ревизии и другие меры контроля так, как они это делали и раньше – в соответствии со «своими» отдельными законами.

Поскольку на эти органы не распространяется Закон №877, то и мораторий на проверки не имел и не имеет к ним никакого отношения.

Группа 1. Ничего не изменилось

Орган контроля

Предмет контроля

Национальный банк Украины

Банковский надзор.

Валютный контроль – операции с иностранной валютой

Таможни ГФС

Таможенный контроль на границе

Государственная служба экспортного контроля Украины

Экспортный контроль – контроль за ввозом/вывозом военных товаров и товаров двойного назначения

Государственная аудиторская служба Украины

Соблюдение бюджетного законодательства

Антимонопольный комитет Украины

Соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания

Контроль в сфере телевидения и радиовещания

Органы рыночного надзора:

  • Укртрансбезопасность;

  • Госархстойинспекция;

  • ГСЧС (пожарники);

  • Гоструда;

  • Гослекслужба;

  • Госэкоинспекция;

  • Госпродпотребслужба.

Контроль соответствия продукции установленным требованиям.

Перечень продукции, подлежащей контролю и компетенция каждого органа рыночного надзора определены в Постановлении Кабмина №1069 от 28.12.2016

На этом мы завершаем с Группой 1 и дальше будем переходить к органам, которым Правительство разрешило проводить проверки. Постановление Кабмина №1104, которым определен перечень органов, на которые не распространяется действие моратория, содержит целых 24 позиции. Среди этих органов почему-то есть и те, на которые мораторий и так не распространялся (Группа 1), такие как Нацбанк или Госэкспортконтроль. С этими органами мы уже разобрались, поэтому перейдем к тем, кого действительно вывели из-под моратория.

Группа 2. Выведенные из-под моратория

В постановлении Кабмина №1104 есть органы, которые полностью выведены из-под действия моратория на проверки. Это, например, Госгеокадастр, который контролирует соблюдения земельного законодательства в агропромышленном комплексе, использование и охрану земель всех категорий и форм собственности, соблюдение требований к плодородию почв.

Также в этом Постановлении есть и органы, которые выведены из-под действия моратория только в определенной части своих полномочий. Так, Госэкоинспекции позволили осуществлять контроль только за соблюдением требований законодательства по экологической и радиационной безопасности.

Разберемся подробнее как органы, которые выведены из-под моратория, будут проводить проверки в 2018 году.

Внеплановые проверки:

Начнем с внеплановых проверок, так как в списке органов, которые выведены из-под действия моратория, есть органы, которые проводят внеплановые проверки только при наличии оснований, определенных Законом №877, а есть и те, которые руководствуются своими профильными законами.

Поэтому для внеплановых проверок группу 2, мы разделим на две подгруппы. Единственное различие между этими подгруппами – это основания проведения внеплановой проверки. Для подгруппы 2.1 – основания для проведения внеплановых проверок определены профильными законами, для подгруппы 2.2 – такие основания единые для всех органов и содержатся в ст.6 Закона №877. Теперь подробнее.

Підгрупа 2.1. Свої порядки

Є сфери, перевірки у яких регулюються як Законом №877, так і окремими «спеціальними» законами. Одразу наведемо декілька прикладів, щоб стало зрозуміло про кого ми ведемо мову. Державна фіскальна служба України при проведенні податкових перевірок керується Податковим кодексом України. Державна архітектурно-будівельна інспекція та місцеві органи архітектурно-будівельного контролю при проведенні перевірок керуються Законом України «Про регулювання містобудівної діяльності». При цьому певні положення Закону №877 також поширюються на ці органи, однак підстави позапланових перевірок завжди визначаються відповідно до профільних законів.

Ось перелік цих органів та відповідних профільних законів:

Подгруппа 2.1. свои порядки

Есть сферы, проверки в которых регулируются как Законом №877, так и отдельными «специальными» законами. Сразу приведем несколько примеров, чтобы стало понятно о ком будет идти речь. Государственная фискальная служба Украины при проведении налоговых проверок руководствуется Налоговым кодексом Украины. Государственная архитектурно-строительная инспекция и местные органы архитектурно-строительного контроля при проведении проверок руководствуются Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности». При этом некоторые положения Закона №877 распространяются и на эти органы. Однако основания внеплановых проверок всегда определяются в соответствии с их профильными законами.

Вот перечень этих органов и соответствующих профильных законов:

Группа 2. Выведенные из-под моратория

Подгруппа 2.1. Свои порядки

Контролирующий орган

Профильный закон

Государственная фискальная служба Украины

Налоговый кодекс Украины

Таможенный кодекс Украины

Государственная инспекция ядерного регулирования Украины

Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины

Департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля города Киева

Исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов

Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности»

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг

Закон Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг»

Государственная авиационная служба Украины

Воздушный кодекс Украины

Органы лицензирования:

  • Министерство экологии и природных ресурсов Украины (Минприроды)

  • Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба)

  • Государственная служба Украины по вопросам труда (Гоструда)

Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»

Гоструда и исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин

Постановление Кабинета Министров Украины №295 от 26.04.2017

 

После 23 февраля проверки всех этих органов вывели из-под действия моратория. Это означает, что с 23 февраля эти контролирующие органы могут проводить проверки в обычном режиме.

Как мы уже отмечали, основания внеплановых проверок для подгруппы 2.1 определяются профильными законами.

К примеру, органы архитектурно-строительного контроля могут проводить внеплановые проверки при наличии следующих оснований:

  • желание предприятия;

  • в течение 3 месяцев после уведомления о начале выполнения подготовительных работ, уведомления о начале выполнения строительных работ или декларации о готовности объекта к эксплуатации, возникла необходимость проверить достоверность данных в этих документах;

  • выявлен факт самовольного строительства;

  • необходимо проверить выполнение предписаний, вынесенных по результатам предыдущих проверок;

  • требование главного инспектора строительного надзора ГАСИ о проведении проверки при наличии оснований, предусмотренных законом;

  • жалоба физического или юридического лица о нарушении градостроительного законодательства;

  • требование правоохранительных органов о проведении проверки.

Для других органов с подгруппы 2.1 основания для внеплановых проверок будут частично отличаться. Поэтому в каждом конкретном случае нужно обращаться в профильный закон именно того органа с подгруппы 2.1, который пришел с проверкой.

Подгруппа 2.2. Общий порядок

В эту подгруппу мы отнесем те контролирующие органы, которые выведены из-под моратория и будут проводить внеплановые проверки при наличии оснований, определенных Законом №877. Для всей подгруппы 2.2 основания для проведения проверки одинаковые, и определены Законом №877.

Какие это органы?

  1. Государственная экологическая инспекция Украины, но только в части контроля за соблюдением требований законодательства по экологической и радиационной безопасности.

  2. Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками.

  3. Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины.

  4. Государственная служба геологии и недр Украины.

  5. Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

  6. Государственная служба Украины по вопросам труда.

  7. Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, но только в части осуществления:

  • ветеринарно-санитарного контроля;

  • контроля за соблюдением санитарного законодательства;

  • контроля за безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов;

  • контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

  • государственного надзора в сферах карантина и защиты растений.

  1. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (пожарные), но только в части осуществления контроля в отношении следующих объектов:

  • объекты социальной сферы (учреждения оздоровления и отдыха детей; интернаты; учреждения дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования);

  • субъекты хозяйствования с высокой степенью риска.

Основания для проведения внеплановой проверки для подгруппы 2.2:

  1. желание предприятия;

  2. выявление недостоверных данных в документах обязательной отчетности, если предприятие не уточнит данные в течение месяца со дня подачи документа;Если контролирующий орган обнаружил ошибку в таких документах, то он сообщает об этом предприятию и предоставляет ему 10 дней для ее исправления.

  1. проверка предписаний/распоряжений, вынесенных контролирующим органом по результатам предыдущей проверки;

  2. непредставление предприятием обязательной отчетности два отчетных периода подряд;

  3. поручения Премьер-министра Украины о проверке предприятий в соответствующей сфере;

  4. авария, смерть пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которые связаны с деятельностью предприятия.

Важно, что при проведении внеплановой проверки контролирующие органы могут проверять только те обстоятельства, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановые проверки (в отношении группы 2 в целом):

Группа 2 (органы, которые Кабмин вывел из-под действия моратория, после 23 февраля) может проводить плановые проверки в обычном режиме.

Такие плановые проверки можно проводить только в соответствии с годовыми планами. Эти планы контролирующие органы утверждают и обнародуют на своих сайтах до 1 декабря.

В дальнейшем изменения в утвержденные планы проверок можно вносить только для исправления технических ошибок. Именно поэтому все плановые проверки, которые были запланированы на период с 01.01.2018 по 22.02.2018, в этом году уже не состоятся.

Планы проверок подгруппы 2.2 можно найти на едином информационном ресурсе по этому адресу: https://ias.brdo.com.ua. Достаточно просто ввести код предприятия и проверить, включено ли оно в план.

С органами из подгруппы 2.1 немного сложнее. Некоторые из них объединили свои планы и их можно найти по приведенной ссылке. Однако есть некоторые органы (как, например, ДФС), которые разместили планы проверок только на своем сайте. Поэтому, если ваше предприятие может попасть в круг интересов органов с подгруппы 2.1, рекомендуем зайти на сайты соответствующих органов и проверить, есть ли вы в плане проверок этого органа на 2018 год.

Группа 3. Под мораторием

Все остальные проверки остаются под действием моратория до конца 2018 года. Возможно Кабмин в течение года внесет изменения в свое постановление и дополнит перечень органов, имеющих право проводить проверки. Об этом мы будем сообщать дополнительно.

Что означает мораторий для этих органов?

Плановые проверки:

Закон запрещает таким органам в 2018 году проводить плановые проверки всех предприятий и физических лиц-предпринимателей.

Внеплановые проверки:

Зато закон предусматривает шесть оснований для проведения внеплановых проверок:

  1. жалоба физического лица (если согласие на такую ​​проверку предоставит Государственная регуляторная служба Украины);

  2. желание предприятия;

  3. решения суда;

  4. авария, смерть пострадавшего в результате несчастного случая (если это связано с деятельностью предприятия);

  5. событие, которое имеет значительное негативное влияние на человека, окружающую среду и безопасность государства. Пока никто не знает, что это за такие события, потому что критерии для определения негативного воздействия должен установить Кабинет Министров Украины;

  6. проверка выполнения предписания, вынесенного по результатам предыдущей проверки.

Этот перечень является исчерпывающим.

Бонус для тех, кто дочитал статью до конца  🙂 

Обратите внимание на то, что Закон №877 (статья 10) предусматривает право предприятия не допускать инспекторов к проведению проверки, если контролирующий орган не утвердил и не обнародовал на своем сайте унифицированную форму акта проверки, в которой предусмотрел перечень вопросов, подлежащих проверке в зависимости от степени риска.

На это обращала внимание и Государственная регуляторная служба Украины в своем письме №332/0/20-18 от 17.01.2018.

До сих пор не все органы разработали и утвердили такие формы актов проверок. Поэтому, если вы попали в план проверок какого-то из контролирующих органов, обязательно проверьте, есть ли у него утверждённая форма акта проверки с вопросами, распределенными в зависимости от степени риска.

Святослав Бартош

партнер Юридичної фірми «Bargen»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Кількість оцінок: 12 середня: 5,00 з 5)
Loading...

Если вы хотите подготовиться к проверке заранее, или у вас уже провели проверку и вы хотите обжаловать ее результаты, мы всегда рады вам в этом помочь