Правильный договор подряда: минимизируем риски

Развитие промышленного предприятия напрямую связано с необходимостью выполнения подрядных работ. Это или создание новых производственных мощностей, или ремонт и усовершенствование уже существующих. Каждый заказчик хочет провести такие работы качественно по прогнозируемой цене и в запланированные сроки.Только не всегда интересы заказчика и подрядчика совпадают. Случается, что подрядчик часто переносит сроки выполнения работ или просит пересмотреть смету. Также многих подрядчиков не обошла проблема оттока квалифицированных кадров. Это сказывается как на качестве работ, выполняемых подрядчиками, так и на дисциплинированности рабочих на строительной площадке. Низкий уровень дисциплины персонала иногда приводит к травматизму и авариям во время работы подрядчика. Следствием этого является дополнительные проверки не только подрядчика, а и заказчика. Как урегулировать все разногласия, возникающие между заказчиком и подрядчиком? Можно решать проблемы по мере их поступления, а можно качественно поработать над договором подряда, спрогнозировать возможные спорные ситуации и предусмотреть алгоритмы их решения. В этой статье попробуем остановиться на некоторых практических моментах, которые следует учесть при заключении договора подряда.

Чем регулируется подряд?

 Сразу отмечу, что отношения между заказчиками и подрядчиками очень детально урегулированы законодательством. Для всех подрядных работ – это глава 61 Гражданского кодекса Украины, а для ремонтных и строительных работ также нужно учитывать главу 33 Гражданского кодекса Украины и постановление Кабинета Министров Украины №668 от 01.08.2005 «Об утверждении Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве »(далее также – Общие условия). Поэтому заказчики и подрядчики ограничены при заключении договоров подряда и не могут в них предусматривать условия, которые прямо будут противоречить положениям приведенных законодательных актов.

Если заказчик регулярно привлекает подрядчиков для выполнения работ на предприятии, то целесообразно выработать и утвердить внутренние  регламенты выбора подрядчиков, взаимодействия с ними во время выполнения работ, и оценки их работы после ее завершения.

Существенные условия договора подряда

 Также стоит обращать внимание на перечень существенных условий договоров подряда. Без согласования всех этих условий договор подряда можно признать незаключенным. Для строительного подряда этот перечень довольно значительный (ч.5 ст.318 Хозяйственного кодекса Украины) наименование сторон; место и дату заключения; предмет договора (наименование объекта, объемы и виды работ, предусмотренных проектом); сроки начала и завершения строительства, выполнения работ; права и обязанности сторон; стоимость и порядок финансирования строительства объекта (работ); порядок материально-технического, проектного и другого обеспечения строительства; режим контроля качества работ и материалов заказчиком; порядок принятия объекта (работ); порядок расчетов за выполненные работы, условия о дефектах и ​​гарантийные сроки; страхование рисков, финансовые гарантии; ответственность сторон (возмещение убытков) урегулирования споров, основания и условия изменения и расторжения договора.

 Подготовительные работы

 Теперь рассмотрим как распределяется ответственность между заказчиком и подрядчиком при выполнении подрядных работ. Ограничимся здесь ремонтными и строительными работами, поскольку нарушения, допущенные подрядчиком во время их выполнения, могут привести к значительным негативным последствиям для заказчика.

По общему правилу (п.4 Общих условий) на заказчика возлагается обязанность предоставить подрядчику строительную площадку (фронт работ), передать разрешительную документацию, а также утвержденную в установленном порядке проектную документацию.

Обязанность оформить разрешительную документацию, такую ​​как сообщение о начале выполнения подготовительных или строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ, можно делегировать подрядчику. Однако, для выполнения этой обязанности на уполномоченных лиц подрядчика необходимо оформить доверенность. Рекомендую очень серьезно подойти к оформлению разрешительной документации, потому что на этом этапе могут возникнуть препятствия, которые сделают невозможным вообще выполнение строительных работ.

Для примера возьмем максимально простые строительные работы, которые можно выполнять на основании уведомления о начале выполнения строительных работ. Если буквально читать положения Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», то право выполнять строительные работы возникает у заказчика и подрядчика со следующего дня после подачи контролирующему органу сообщение об их начале. В то же время некоторые контролирующие органы рассматривают такие сообщения в течение тридцати дней и в последний день этого срока могут отказать в его регистрации по формальным недостаткам. Таким недостатком может стать даже неправильный порядок реквизитов заказчика в шапке этого сообщения.

 Также в течение трех месяцев со дня уведомления о начале выполнения строительных работ органы государственного архитектурно-строительного контроля могут прийти с внеплановой проверкой достоверности данных, указанных в уведомлении. Результаты проверки очень разнообразны – от отмены сообщения до нескольких десятков тысяч штрафа за самовольное строительство.

 Отмена сообщения или отказ в его регистрации приведет к остановке выполнения подрядных работ. Поэтому заказчику необходимо заранее договориться с подрядчиком о том, кто будет нести ответственность за правильность оформления всех разрешительных документов, необходимых для начала выполнения строительных или ремонтных работ.

 Разработку проектной документации можно поручить подрядчику. В таком случае выполнения этих работ рекомендуем оформить или отдельным договором, или хотя бы выделить в отдельный этап в общем договоре подряда. Если же проектную документацию оформлял заказчик отдельно, или другой подрядчик, то стоит в договоре подряда детально урегулировать порядок внесения в нее изменений, если такая необходимость возникнет при выполнении строительных работ.

 Порядок передачи строительной площадки и условия его возврата также необходимо зафиксировать в договоре подряда. Согласуйте с подрядчиком: границы строительной площадки; вид и порядок установления ограждения; порядок пропуска на территорию стройплощадки; места размещения строительной техники и строительных материалов; организацию быта рабочих подрядчика; установки пожарных щитов, средств пожаротушения и выполнения других подготовительных мероприятий, необходимых для обеспечения пожарной безопасности на стройплощадке; условия подключения к электросетям и порядок освещения; порядок и сроки разработки проектов производства работ и согласования их с представителем заказчика.

Подготовка к строительству может включать очень много разнообразных работ. При определении порядка их выполнения необходимо учитывать ДБН А.3.1-5-2009 «Организация строительного производства».

Охрана труда

 Четко зафиксируйте в договоре подряда, именно подрядчик отвечает за организацию мероприятий по охране труда для своих работников.

 Очевидно, что заказчик заинтересован в выполнении подрядчиком требований по охране труда. Это вызвано многими факторами, в частности: у заказчика существует моральная ответственность за жизнь и здоровье работников, выполняющих работы на его объектах; частые травмы или смертельные случаи среди работников на объекте могут потянуть серьезные репутационные потери для заказчика  сохранности имущества заказчика и здоровья работников, которые работают рядом с подрядчиками.

Заказчику недостаточно просто передать подрядчику свод всех правил охраны труда, которые существуют на предприятии и не стоит надеяться, что он их будет выполнять.

 Еще на этапе выбора подрядчика необходимо убедиться в наличии у него достаточного количества специалистов по охране труда и квалифицированных линейных руководителей. Также эти критерии нужно применять и к субподрядчикам, которых привлекает подрядчик. Для этого целесообразно предусмотреть в договоре подряда обязанность подрядчика согласовать с заказчиком кандидатуры субподрядных организаций.

 При формулировке в договоре подряда требований по организации охраны труда нужно учитывать специфику отдельных подрядных работ. Также целесообразно письменно сообщить подрядчика обо всех возможных источниках опасности и риски, которые существуют на конкретном месте выполнения работ.

 Допустимо использовать в договоре подряда ссылки на отдельные ДСТУ, ДБН (например, ДСТУ OHSAS 18001: 2010 «Системы управления гигиеной и безопасностью труда» или ДБН А.3.2-2-2009 «Охрана труда и промышленная безопасность в строительстве») или другие нормы и правила охраны труда. Однако, в таком случае целесообразно добавлять их тексты в приложения к договору подряда. Это касается и ссылок на внутренние акты заказчика. Опять же, заказчику не стоит надеяться, что подрядчик самостоятельно докажет положения этих стандартов и нормативных документов к своим работникам. Рекомендуем включать в договоры подряда положения, давать заказчику возможность проверять наличие необходимых инструктажи работников подрядчика, а также возможность проверять полноту знаний работников подрядчика в области охраны труда. Если детально регламентировать порядок и объем таких проверок и определенный круг лиц, которые их могут проводить, то это не будет восприниматься подрядчиком как вмешательство в его текущую работу.

Обязательно вносите в договорах подряда право заказчика останавливать работы, которые выполняются с нарушениями безопасности, право отстранять отдельных работников подрядчика или групп работников, которые нарушают требования безопасности или не обладают достаточными знаниями в сфере охраны труда, право расторгнуть договор подряда в случае грубых нарушений безопасности или возникновения аварий по вине подрядчика.

 

     

Охрана окружающей среды

В случае с охраной труда обязанность по ее организации и обеспечения возлагается на работодателя, поэтому подрядчик будет нести ответственность за нарушения в этой сфере в отношении своих работников. Зато не так легко разграничить между заказчиком и подрядчиком ответственность за нарушение природоохранных требований в процессе проведения подрядных работ. С учетом специфики конкретных работ заказчику либо самостоятельно, либо совместно с подрядчиком целесообразно определить основные требования, которые устанавливает природоохранное законодательство к выполнению таких работ. Обязательно определите места временного накопления и хранения отходов. Установите график и порядок их вывоза. Обеспечьте ведения подрядчиком необходимой документации, связанной с учетом отходов. Стоит обратить внимание на урегулирование порядка обращения с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами. В процессе выполнения работ такие материалы могут загрязнять почву или воду. Кроме негативных последствий для окружающей среды это может обернуться штрафами для заказчика.

 

Не забывайте также разграничить между подрядчиком и заказчиком обязанности по получению разрешительной документации в сфере природоохранного законодательства. Четко определите кто и какие документы должен получать, сроки их получения и последствия в случае, если соответствующие органы откажут в их выдаче отменят по результатам проведения проверки. Это особенно актуально для работ, связывание со снятием поверхностного слоя почвы или выбросами в атмосферный воздух. Не забудьте и об организации водоснабжения и водоотведения в местах проведения подрядных работ. Может возникнуть необходимость получать разрешения на специальное водопользование или менять те разрешительные документы, которые уже есть у заказчика. С учетом специфики подрядных работ порой целесообразно определять с стороны подрядчика отдельного работника, будет ответственным за организацию соблюдения всех требований природоохранного законодательства при выполнении договора подряда. Также необходимо определить порядок и периодичность уборки территории, на которой подрядчик выполняет работы. Как и в случае с контролем за соблюдением требований по охране труда, контроль со стороны заказчика может предусматривать право заказчика приостанавливать определенные подрядные работы или право отстранять работников подрядчика, которые допускают грубые нарушения требований природоохранного законодательства.

 

Меры ответственности подрядчиков

Заказчик не должен быть постоянным контроллером и устанавливать в договоре только санкции за нарушение его условий. Необходимо помнить, что заказчик и подрядчик – это партнеры. Санкции в договоре могут носить предупредительный или компенсационный характер. Предупредительные санкции направлены на сдерживание подрядчика от нарушений своих обязательств. Рекомендуем заказчику определить перечень возможных нарушений со стороны подрядчика, которые тот может допустить в процессе выполнения работ и определить отдельные штрафы за каждое из них. Сюда целесообразно включить также и нарушения в сфере охраны труда, пожарной безопасности и тому подобное. Размер штрафа нужно определять таким образом, чтобы он зависел от возможных последствий нарушения, не создавал чрезмерного финансового бремени для подрядчика, но, в то же время, сдерживал подрядчика от допущения такого нарушения.

 

Обратите внимание, что в законодательстве часто есть положения, которые устанавливают зачетный характер санкций в договоре. Что это значит? Если подрядчик допустил нарушение, за которое в договоре установлен штраф, и такое нарушение привело к причинению убытков заказчику, то сумма штрафа зачисляется в сумму компенсации убытков. Поэтому рекомендуем в договоре подряда прямо установить, что все штрафы и сумма пени не засчитываются в убытки, подлежащие возмещению.

 

Компенсационные санкции связаны именно с возмещением возможных потерь заказчика от нарушений со стороны подрядчика. Среди таких санкций рекомендуем обязательно предусмотреть положение о компенсации подрядчиком заказчику всех сумм штрафов, которые будут наложены на заказчика и / или его должностных лиц за нарушение договора или требований законодательства в процессе выполнения подрядчиком работ.

 

Также можно предусмотреть обязанность подрядчика компенсировать все расходы, связанные с обжалованием документов, вынесенных по результатам проверок контролирующими органами, если в результате таких проверок были установлены нарушения законодательства, связанные с выполнением подрядчиком работ по договору подряда.

 

Обязательно установите в договоре обязанность подрядчика возместить все убытки, которые причинены заказчику в результате:

 

возникновения чрезвычайной ситуации во время выполнения подрядных работ или после их завершения, если ее возникновения связано с деятельностью подрядчика;

выявление недостатков в результатах работ, выполненных подрядчиком, в течение гарантийного срока и неустранения подрядчиком таких недостатков в течение согласованного срока;

кражи, уничтожения имущества заказчика работниками подрядчика.

Отдельно остановимся на ответственности за нарушение сроков выполнения работ. Очень распространенным и логичным является установление ответственности за такое нарушение в виде пени за каждый день просрочки. Однако, нужно сдержанно подходить к определению размера такой пени. Слишком большой размер пени может привести к тому, что у подрядчика исчезнет экономическая мотивация вообще завершать работы по которым он допустил просрочки.

 

Значительно более действенным является установление механизма устранения нарушения сроков выполнения работ из-за замены подрядчика для незавершенного этапа работ или привлечения дополнительных подрядчиков для помощи существующему подрядчику. В таком случае нужно четко определить критерии когда нарушение сроков является таким, что дает заказчику право изменять подрядчика и привлекать дополнительных подрядчиков. Также нужно предусмотреть обязанность подрядчика компенсировать разницу в стоимости подрядных работ, которая возникла в связи с изменением подрядчика или привлечением дополнительной рабочей силы.